Андрей Калганов: к 2023 году эффект санкций нивелируется, и мы увидим реальный экономический рост

Андрей Калганов: к 2023 году эффект санкций нивелируется, и мы увидим реальный экономический рост

Источник фото: Сова-ньюс

Согласно данным Росстата, по итогам января-апреля в Саратовской области зафиксирован самый низкий индекс промышленного производства в стране. Он составил 88,8% к аналогичному периоду прошлого года. При этом в среднем по России индекс равен 103,9%, по ПФО – 103%.

СИ «СОВА-НЬЮС64» обсудило данную тему с заведующим лабораторией сравнительного исследования социально-экономических систем экономического факультета МГУ им. Ломоносова, доктором экономических наук, профессором Андреем Калгановым:

– Я практически уверен, что в ближайшее время стоит ожидать роста показателей безработицы, потому что с российского рынка ушли многие западные компании. Формально некоторые из них не уволили персонал, поэтому он пока в статистику безработицы не попадает. То же самое можно сказать относительно компаний, которые приостановили свою деятельность из-за проблем с комплектующими. Так что прирост безработицы пока небольшой и касается преимущественно предприятий малого и среднего бизнеса, которые столкнулись с какими-то сложностями. 

Что будет дальше – зависит от того, насколько быстро уходящие компании будут замещаться другими рыночными субъектами: иностранными, отечественными, из дружественных стран. В любом случае, всем им понадобится персонал. Правда, если речь идет о компаниях, прекративших работу из-за проблем с поставками, то возобновление их деятельности может растянуться на многие месяцы. Так что до конца года, я думаю, проявятся в полной мере многие проблемы, в том числе связанные с безработицей. 

Через какое-то время, конечно, произойдет замещение, наладятся китайские поставки, латиноамериканские, российские. Так что к 2023 году эффект санкций более или менее нивелируется, а затем возможен и переход к экономическому росту. Насколько быстрым он будет, зависит от того, как сильно наше государство вложится в развитие производства, будет ли содействовать частному бизнесу. Если будут масштабные инвестиции и при этом коррупция в разумных пределах, то уже к концу 2023 года мы сможем увидеть реальный экономический рост. 

Что касается микроэлектроники, то ситуация с ней действительно серьезная. Какое-то производство микрочипов у нас в России существует, но очень небольшое, рассчитанное на оборонный комплекс. Технологический уровень этих чипов довольно низкий, но там, где они используются, большего и не требуется. Такого рода чипы вполне подходят, к примеру, и для бытовой электроники, а вот для компьютерного или телекоммуникационного оборудования, увы, нет. Но даже с такими чипами у нас проблем выше крыши, потому что мощности их производства невелики, и его необходимо наращивать. 

Производством же более современных микросхем мы не владеем, потому что никогда серьезно этим не занимались. Делать разработки мы, пожалуй, можем, но вот серийно производить у нас нет оборудования, и нет никого, кто бы нам его поставил. Точнее, мы можем получить его какими-то кривыми путями через параллельный импорт, но, конечно же, не самое прогрессивное, да и не все позиции этот импорт может закрыть. 

Еще одна грандиозная проблема – станкостроение. По станкам у нас зависимость от импорта около 90%. Многое оборудование, вполне приличное и довольно недорогое, мы закупаем в Китае, но самое современное оборудование надо брать, конечно же, не там. Мы сами можем делать очень хорошие станки – мы и сейчас производим их, правда, в очень небольшом количестве, и даже экспортируем. Это продукция вполне себе мирового уровня, но ее ничтожно мало. 

Понятно, что в нынешней ситуации может пострадать экономика отдельных регионов. Это можно сказать и о Саратовской области. Так что необходимо принимать чрезвычайные меры для поддержания уже действующих производств: находить пути снабжения, новые каналы поставок и так далее. Тут можно вспомнить советский опыт: жил же СССР столько лет под санкциями и при этом что-то производил, находил каких-то поставщиков и бизнес-партнеров, выстраивал сложные логистические цепочки. Не думаю, что решение этих задач входит в компетенцию региональных властей, то есть губернатора – скорее это задача для бизнес-структур. Но региональные власти должны понимать, что все это стоит денег, и энергичнее изыскивать эти деньги и не скупясь пускать на стимулирование производств, особенно импортозамещающих, в Саратовской области.

Николай Березин

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.