Эхо ПМЭФ-2022: какой курс рубля оптимален для российской экономики?

Эхо ПМЭФ-2022: какой курс рубля оптимален для российской экономики?

Источник фото: Pixabay.com

Тема курса рубля была одной из самых важных на проходившем с 15 по 18 июня Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ). В интервью «Известиям» председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов высказал мнение, что курс рубля в скором времени станет более волатильным.

Банкир напомнил, что раньше по бюджетному правилу чиновники Минфина могли закупать излишки валюты с помощью Центрального банка, если курс рубля слишком укреплялся. Теперь от подобной меры отказались (из-за блокировки резервов Банка России – авт.) Курс российской национальной валюты станет более зависим от цен на сырье. При повышении цен на сырье рубль будет укрепляться и соответственно наоборот, пояснил эксперт.

В свою очередь, первый вице-премьер правительства РФ Андрей Белоусов в интервью «Интерфаксу» заявил, что чиновники минфина РФ и Банка России работают над возвращением курса рубля к оптимальному уровню в 70-80 рублей за доллар.

Напомним, что с 28 мая курс рубля по отношению к доллару укрепился почти на 15% (с 66,4 до 56,71 рубля за доллар). Что это значит для экономики в целом и для обычных граждан?

Экспортерам предпочтителен более слабый рубль, так как выручку они получают в валюте и на нее смогут купить больше рублей. Соответственно бюджеты различных уровней, в первую очередь, федеральный, получат больше налогов. Об этом на ПМЭФ говорил глава федерального минпромторга Денис Мантуров. Он заявил, что из-за крепкого рубля страдают экспортеры, особенно металлурги.

Для обычных граждан сильный рубль подразумевает более низкие цены на товары из-за границы. В свою очередь отметим, что при ослаблении рубля цены на многие заграничные товары выросли очень ощутимо (например, на технику, автомобили), а когда рубль укрепился, цены не поспешили вернуться к прежним значениям. В числе прочих причин – сокращение импорта, который снизился за последнее время, и нет точных прогнозов, когда он восстановится. В результате санкций Запада российский бизнес не имеет возможности импортировать многие товары. Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда экспорт в 3 раза превышает импорт. В стране скопилась большая денежная масса долларов, которую некому покупать, соответственно на американскую валюту нет спроса. Поэтому чиновники обоснованно озаботились темой «сильного рубля». 

Глава федерального министерства экономического развития Максим Орешкин назвал крепкий рубль вызовом для российской экономики. 

От себя добавим, что с одной стороны, чиновники демонстрируют адекватность в понимании вопроса регулирования курса рубля. В частности, об этом свидетельствовали меры по сдерживанию курса национальной валюты, когда банки продавали доллар по 100 рублей и выше (февраль-апрель текущего года). Чиновники с помощью искусственных мер (в частности, повышение ключевой ставки до 20%, требование для европейских партнеров оплачивать нефть и газ в российской валюте) не дали рублю ослабнуть еще больше.

С другой стороны, на фоне высказываний чиновников разных ведомств порою создается впечатление неуверенности и неопределенности по вопросам оптимальных выходов из сложившейся ситуации, а именно оптимального для «всех» курса доллара. Как учесть интересы бизнеса разных уровней и населения? Как сочетать задачи повышения экономического роста с эффективной экономической и в том числе и бюджетной политикой, когда размер поступлений в казну напрямую зависит от нефте- и газодолларов?

Пока, несмотря на все заверения чиновников о том, что все под контролем, вопросов больше, чем ответов.

Александр Лобецкий

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.