Как работают в саратовской торговле: 2-я серия – обучение

Как работают в саратовской торговле: 2-я серия – обучение

Источник фото: pexels.com

В первой серии о работе в саратовской торговле мы говорили о приеме на работу. Во второй – расскажем об обучении.

По дороге в офис я встретил парня, с которым мы общались на собеседовании. Он рассказал про «Пятерочку» и «Магнит». В первой он проработал один месяц на испытательном сроке где-то в Подмосковье. Ему пообещали 30 тысяч, а заплатили 6, и он с ними расстался. 

В саратовском отделении «Магнита» его пригласили на обучение в промзону Энгельса, хотя живет он в Солнечном, где уже и присмотрел себе магазинчик «Семейного». Он ходит туда за продуктами, спрашивал у местного управляющего о зарплате и получил ответ – «не меньше 18 тысяч». Пропал мой несостоявшийся коллега после первого дня обучения, телефонами мы не обменивались.

Утром в кабинете офиса «Семейного» набралось около 50 человек разного возраста и типажа. Создавалось ощущение, что здесь собрали всех, кто сам захотел устроиться замами в магазины, то есть всех подряд, без какого-то отбора. 

Сначала начальник учебного центра рассказала о компании, и ее принципах. Все звучит очень красиво – и нематериальное стимулирование, и ориентированность на правильную организацию бизнес-процессов, и качественное обслуживание. Рассказ, признаюсь, произвел впечатление. Судя по красивым фразам и их «обертке», компания действительно серьезно относилась к вопросам подбора персонала, но затем, уже по ходу работы, многие оттенки и тонкости торгового ремесла заиграли другими красками. 

Не будем лететь впереди паровоза, продолжим речь о занимательных (а порою и действительно интересных) лекциях. Затем нам рассказали про обязанности персонала, внутренний распорядок магазинов, об ассортименте и прочих торговых премудростях. На третий день сотрудница юридического отдела поведала о том, как нужно вести себя при проверке различных государственных ведомств и так называемых общественников. Последние, со слов опытного юриста, порою делают из мухи слона и не гнушаются даже вымогательством денег, находя просрочку и некачественный товар. Блюстители порядка порой предлагают договориться на месте, напугав сотрудников магазина судебными тяжбами и огромными штрафами. Еще одна их фишка – составлять липовые протоколы, самим их заполнить, в том числе ставить пометку – «от подписи отказался» (руководство магазина), хотя представители торговой организации могут и не знать о проверках общественников.

В одной из лекций речь шла о продаже алкоголя и табака несовершеннолетним гражданам. В этом вопросе лучше перестраховаться. Напомним, что по закону гражданин может приобрести указанные выше товары и без предъявления удостоверения личности, но, при возникновении сомнений относительно возраста покупателя, продавец вправе попросить документ (сейчас в перечень этих документов входит даже карточка болельщика). Бывает, что чиновники различных ведомств подсылают молоденьких пострелят, которые выглядят на 30, а реальный возраст оных – 16-17 лет. А потом думай – платить десятки тысяч штрафа или собрать «сумочку» (тысяч на пять) представителям органов власти, когда продавец уже продал пачку сигарет кому не следует и все официально зафиксировано. 

Была и краткая лекция о технике безопасности, где говорилось, что нежелательно указывать о травмах на работе, потому что это повлечет за собой расследования и прочую бумажную волокиту. На самом деле по закону работодатель обязан оплатить лечение сотруднику и еще и продолжать платить зарплату, пока травмированный на рабочем месте сотрудник проходит лечение. Тратиться на подобные статьи расходов, как вы, наверное, уже поняли, особого желания у этой организации не было.

Еще нас обучали в программе АСТОР (1С-торговля), с помощью которой можно было оценить и отследить все процессы магазина. Преподаватели на практических занятиях объясняли, как ставить на приход накладные, делать заявки на поставку товаров и прочее. 

Интересной была лекция про концепцию Промо, которая подразумевает маячки по всему магазину с целью привлечения внимания к скидкам и выгодным предложениям. Это, по мнению руководства, мотивирует покупателей сделать еще больше покупок. Об этом проекте компанию просвещал иностранец из Польши. 

Интересная, на мой взгляд, задумка, которая действительно привлекает и, что называется, помогает клиентам возвращаться в магазин. Отметим, что некоторые покупатели ходят в магазин в основном за акционными товарами со скидками. Люди постепенно привыкают к подобным бонусам, которые наряду с торговым пространством, качеством товаров и обслуживания, ассортиментом и другими факторами формируют имидж той или иной торговой сети. Есть и те, кто готовы потратить время и посетить несколько торговых точек разных сетей. Конкуренция, наряду с рекламой – один из двигателей торговли, да и любого бизнеса. 

О конкуренции и других процессах мы поговорим в следующих сериях наших торговых опытов.

Александр Лобецкий

Комментарии (0)

Оставить комментарий