Как работают в саратовской торговле: 6-я серия – о рядовых сотрудниках

Как работают в саратовской торговле: 6-я серия – о рядовых сотрудниках

Источник фото: freestockimages.ru

В прошлой серии нашего повествования мы рассказывали об управляющих магазинами. Сегодня я хочу подробнее остановиться на особенностях рядовых работников торговли. Это будет мой личный опыт, основанный на работе в этой сфере.

Я бы поделил всех сотрудников, которые работают в сетевых магазинах, на три категории.

Молодой да ранний

Первые – это молодые работники, в основном, студенты. Они рассматривают работу в этой сфере прежде всего как подработку. Работать предпочитают, в основном, ночами. Днем они сдают экзамены, учатся или проходят практику. С ними неплохо работать, потому что в начале их пути в торговле можно лепить из них все что угодно. В большинстве случаев они в первые дни приходят с желанием работать, стараются показать себя с лучшей стороны. Постепенно начинают разочаровываться в этой сфере. После того, как они получили зарплату меньше обещанной, у них сразу опускаются руки, и из ответственных работников перекочевывают в разряд недовольных и любыми путями отлынивающих от работы.

Опыт, опыт...

Вторые – это опытные торгаши. Не удивляйтесь этому, казалось бы, грубому слову. Оно характеризует этих людей в полной мере. Они настолько «наелись» торговлей, что никакие моральные качества не останавливают их от любых обманов и махинаций. Они приняли такие правила игры, где им в большинстве случаев не доплачивают, штрафуют, не ставят ни во что их интересы. Они, в свою очередь, компенсируют это воровством и другими приемами, которых, поверьте, немало.

Некуда идти...

Третья группа работников – это те, кто пришел в торговлю от безнадеги. По каким-то причинам не хочется никуда идти или нет возможности устроиться в другое место. Многие рассчитывают поработать в торговле немного, а затем найти что-то более серьезное. Проходят недели и месяцы, и «временное» перерастает в постоянное. Бывшие новички узнают тонкости и премудрости торговой сферы, а главное, если им позволяют их моральные качества (точнее, их отсутствие), начинают воровать и использовать всевозможные способы облегчить свою работу.

На мой взгляд, работа в торговле – это собачий труд, пусть это и звучит грубо. Не нужно обладать какими-то знаниями или навыками. Нужно просто быть расторопным и работящим. Как и в сфере общепита, слабые не смогут работать по 12-14 часов в сутки. И здесь важны не только физические данные. Если ты можешь не принимать близко к сердцу все, что говорится в твой адрес, то трудиться будет комфортнее. Нервотрепки там присутствует много, причем и по мелочам, и по действительно важным вопросам. Главная проблема, по крайней мере, таково мое мнение, это то, что никому ни до чего нет дела. Апатия и пессимизм рождаются не только из-за лени или нежелания работать, а в первую очередь из-за того, что людям не выдают ту зарплату, которую обещали.

«Если вы делаете вид, что платите, то я делаю вид, что работаю», – таково мнение многих рядовых сотрудников.

В магазинах не хватало грузчиков, и все тяжелые работы ложились на женский пол. Вы, наверное, замечали, что подавляющее большинство работающих в торговле – женщины. В этой сфере работает много потрепанных жизнью сотрудниц, на которых взваливали и будут дальше взваливать самую тяжелую работу. Часто в магазинах можно услышать мат. Не выдерживают нервы, люди и так на взводе, а тут еще и покупатели подливают масло в огонь. И последних тоже можно понять. Напомним, что согласно законодательству, товар должен быть продан по той цене, которая указана на ценнике. Цены на десятки, а то и сотни товаров могут меняться в торговых сетях каждый день, и менять старые ценники на новые должны продавцы. По разным причинам это не делается. В основном, потому, что у персонала есть другие обязанности, а заменой ценников часто пренебрегают. Покупатели законно требуют разницы за переплаченный товар, и на этой почве возникают конфликты. И это лишь один повод для скандала, а подобных инцидентов возникает каждый день немало по разным поводам.  

Обман, обман...

Все приемы обмана в торговле можно разделить на две группы. Когда сотрудники обманывают руководство, то есть воруют у магазина. И когда магазин обманывает покупателей.

Обмануть магазин сотрудник может массой способов. Самый простой и верный – воровство. Причем ворами себя те, кто промышляет этим, не считает.

«Я лишь беру то, что мне не доплатили», – говорят воришки.

Не обязательно уносить домой дорогой коньяк или какие-то продукты. Можно просто не выбивать чек, а денежки класть себе в карман. Есть и другие манипуляции с кассой. Отложим подробности для другого материала. В магазинах много механизмов обнаружения воровства со стороны персонала, но большинство из них можно обойти. 

Как обманывают покупателей, думаю, не открою Америку. Это продажа просроченного товара. Особенно это актуально для мяса, замороженных продуктов и прочего фасованного товара. Это не значит, что во всех сетевых магазинах так происходит. Я рассказываю лишь о собственном опыте. На кассе вам могут пробить вес больше фактического. У нас не принято жаловаться. Покупатели считают, что они зря потратят время, если пожалуются на магазин или отдельного продавца. Последние об этом знают и не додают сдачу, чек или просто пробивают в ваш чек тот товар, который вы не покупали. Продавцы порой беспредельничают, потому что чувствуют свою безнаказанность.

Система торговли такова, что требует от работника, в основном, рутинных операций, а управляющие решают в большинстве случаев собственные задачи, – увеличить выручку, снизить списания, особо не заботясь о персонале. Видимо, торговля, как и многие отрасли экономики, отстала от эффективных и современных методов управления. Но это уже совсем другая история.

Александр Лобецкий

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.