Власти предлагают ограничить льготы налогового режима для самозанятых

Власти предлагают ограничить льготы налогового режима для самозанятых

Источник фото: freestockimages.ru

Чиновники Минфина РФ предлагают ограничить сферу действия налога на профессиональный доход (НПД) – так называемого режима для самозанятых, чтобы он использовался преимущественно для оказания услуг физическими лицами физическим лицам. С такой инициативой на минувшей неделе выступил заместитель директора департамента налоговой политики ведомства Виталий Прокаев на круглом столе в Совете Федерации, информирует РБК.

Наш корреспондент обсудил эту тему с руководителем бухгалтерской компании «ЛМТ-групп», председателем комитета по бухгалтерскому учету и налогообложению Саратовского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Натальей Тюриной:

- Напомню, налог на профессиональный доход (НПД) был введен как экспериментальный в 4-х регионах РФ в 2019 году. С 2020 года действие НПД распространено на всей территории РФ. Срок эксперимента установлен в 10 лет. На текущий момент льготная ставка НПД составляет 4% при оказании услуг физлицам и 6% юрлицам. При этом для физлица предусмотрена простая регистрация в виде самозанятого, и в дальнейшей работе нет никакой обязанности по формированию и сдаче отчетности в фискальные органы.

Для того чтобы на данный момент принимать кардинальные решения и вносить изменения в сферу деятельности данного режима налогообложения, его взаимодействия с налогоплательщиками на других налоговых режимах, на наш взгляд, необходимо провести более расширенный анализ результатов действия НПД.

По данным ФНС и Минэкономразвития РФ, на 25 ноября 2022 года в РФ зарегистрировано более 6 млн самозанятых. На 1 ноября 2022 года налог, уплаченный ими в казну, составил 60,4 млн руб. При этом у 54% самозанятых не было официального дохода в виде заработной платы за год до постановки на учет, что также говорит об обелении доходной части доходов физических лиц. Таким образом, НПД доказывает свою состоятельность, на основании чего можно сделать вывод, что данный вид налогообложения действительно нужен в РФ, и его статус из экспериментального можно переводить в статус постоянно действующего. 

При этом необходимо продолжать работу над основными требованиями к самому статусу самозанятого, а также более подробно прорабатывать возможность использования НПД по видам деятельности, то есть работать в направлении сужения рамок его действия.

Например, более детально рассмотреть подход к учету доходной части в сфере автомобильных перевозок, так как НПД платится с дохода, но при этом плата операторам (комиссия третьим лицам), то есть фактический расход никак не учитывается. 

Законодателями первично планировалось, что льготный налоговый режим НПД будет, в основном, применяться для оказания услуг физлицами физлицам, а также как дополнительный заработок физлица.

Но при этом в законе сразу было внесено допущение по возможности применения НПД при взаимоотношениях с юрлицами. Именно это допущение и дало толчок тому, что НПД для МСП становится все более конкурентоспособным другим налоговым режимам (УСН, Патент), а это недопустимо.

На данный момент также сложилась негативная практика со стороны недобросовестных налогоплательщиков, которые мигрируют из ИП в самозанятые, используя НПД только для применения льготного налогообложения. 

При запуске пилотного проекта НПД бюджет уже ранее потерял часть дохода в виде уменьшения налогооблагаемой базы в связи с массовым закрытием ИП и переходом на более выгодную систему налогообложения – НПД. Но и это еще не все: в связи с введением НПД часть предприятий, чтобы сэкономить на налогообложении от заработной платы, увольняло и продолжает увольнять своих работников, а затем с этими же уже бывшими работниками заключает договора на оказание услуг как от самозанятого. Конечно, если при проверке (камеральной либо выездной) такой факт будет обнаружен сотрудниками Федеральной налоговой службы (ФНС), то данный договор автоматически приравнивается к трудовому, что влечет за собой для недобросовестного налогоплательщика-предприятия доначисления взносов и штрафных санкций со всех производимых в рамках заключенного договора выплат. Несмотря на то, что НПД действует всего три года, в данном аспекте уже сложилась определенная арбитражная практика не в пользу налогоплательщика.

Но с другой стороны, если сейчас внести дополнения в действующий закон и с 2023 года ограничить его действие только возможными взаимоотношениями между физическими лицами, это, как и ранее при введении НПД, приведет к очередным глобальным изменениям, что опять в свою очередь негативно отразится на бюджете РФ, в части снижения его доходной части. 

Еще один вопрос – что будет с доходом физлиц со статусом самозанятого, ведь по факту большая часть договоров заключена именно между самозанятым и юрлицом. Таким образом, самозанятые останутся без дохода, и одной части самозанятых опять придется массово устраиваться на работу, что автоматически повлечет за собой увеличение налоговой нагрузки для предприятий, но, скорее всего, предприятия на данный момент не готовы к такому развитию событий, значит, еще одним негативным результатом станет увеличение процента безработных на всей территории РФ. А другой части самозанятых, в связи с ограничением применения льготного налогообложения, для того чтобы продолжать вести свой бизнес, опять придется возвращаться к статусу ИП.

Таким образом, на наш взгляд, единственным правильным решением для минимизации потерь всех заинтересованных сторон, а также для ужесточения требований к НПД и внесению дополнений в действующий закон, является введение переходного периода, например, установления его временных рамок на 2023 год. Такой вариант позволит субъектам МСП подготовиться к новым реалиям в законодательстве.

Александр Лобецкий

Комментарии (0)

Оставить комментарий