Глава ТПП Алексей Антонов назвал эффективно работающие программы господдержки бизнеса

Глава ТПП Алексей Антонов назвал эффективно работающие программы господдержки бизнеса

Источник фото: си «сова-ньюс64»

Мы продолжаем разговор с председателем Торгово-промышленной палаты Саратовской области Алексеем Антоновым о проблемах бизнеса и предпринимателей.

- Алексей Васильевич, в последние годы многое сделано в совершенствовании налогового законодательства. Что еще, по вашему мнению, нужно менять и совершенствовать?

- Налоговое законодательство действительно претерпевает много изменений, и надо понимать, что требования или отношение налоговой к предпринимателю – это в первую очередь прозрачность, когда можно спокойно проверить, в случае необходимости, все затраты, доходы. То есть и сам предприниматель должен также быть открытым. Это должна быть двусторонняя дорога, причём навстречу друг другу.

Со своей стороны, налоговая инспекция сегодня – один из самых открытых институтов. Здесь очень многое зависит от руководителя и взаимодействия бизнеса с местными налоговыми инспекторами. Сегодня правовые отношения с данным ведомством всё больше идут по пути демократизации, используя презумпцию невиновности. То есть сначала бизнес всё-таки прав, чем виноват. Но опять же – у налоговиков свои задачи, у бизнеса – свои. К тому же не стоит забывать о трёхгодичном моратории на проверку бизнеса. А вопрос совершенства или же несовершенства – довольно философский. Лично я не увидел за последние два года примеров его несовершенства.

- Сложности с предоставлением земли и объектов недвижимости – как решаются эти вопросы и что нужно улучшать и совершенствовать?

- Здесь хотелось бы напомнить, что Саратовская область – один из 31 региона, которые ввели у себя инвестиционный стандарт. У нас есть два пункта, по которым есть напряжение. В том числе по предоставлению земли и услуг ресурсных компаний. Там чётко сказано, что 80 дней отводится для представления документов на землю или условия подключения – это слишком много. Поэтому внутри региона сейчас решается вопрос ускорения данного процесса и важно довести данный показатель до 40 либо 30 дней. Правительство взяло на себя такие обязательства, в конечном итоге, уверен, мы придём к этому.

Также нужно понимать и качественный показатель тех объектов, что можно предоставлять для бизнеса. Допустим, Саратов – региональный центр, однако получить от администрации помещение для осуществления своей деятельности практически нереально, таких просто нет, либо то, что есть, находится в требующем ремонта, а то и капитального, состоянии. Земли в Саратове тоже нет – именно поэтому к нему как к административному округу присоединяются территории других районов, чтобы разместить там новые предприятия, социальные объекты, дать возможность для предпринимателей. Поэтому над этим процессом, по поводу увеличения возможности предоставления земли, правительство работает. Со временем вопрос будет возникать реже и стоять менее остро.

- Кадровый дефицит в сфере МСП, как комплексно и эффективно решать эти вопросы на уровне региона, отдельных отраслей и секторов?

- Практически каждый день слышу от руководителей предприятий, в первую очередь промышленных, что в нынешних условиях сложился дефицит рабочих профессий с инженерным образованием. Да и без него обычных слесарей и токарей тяжело найти. Увеличились объёмы для предприятий оборонного сектора, и здесь наблюдается дефицит. Крупные промышленники говорят, что готовы оплатить обучение, «вести» таких специалистов, остаётся открытым вопрос «где?». Техникумы и колледжи не выпускают достаточное количество необходимых специалистов. Стоит признать, что мы потеряли эту среднюю часть рабочих специалистов, стандарты их обучения. Конечно, сейчас есть необходимые госпрограммы, но результат будет в лучшем случае через год-два.

Что касается малого и среднего предпринимательства – знаю предприятия, где требуются фармацевты, логисты, юристы по международному праву. Рынок отрегулирует своё, но для обучения требуется время, а специалист требуется сейчас. Реагировать нужно быстрее во всех сферах подготовки кадров.

- Господдержка и ее механизмы – чего не хватает, какие программы работают неэффективно?

- В своё время Торгово-промышленная палата готовила аналитику по разным механизмам или формам поддержки. На тот момент их насчитывалось порядка двухсот, это только федеральные. Плюс региональные, которые существуют в каждом регионе. Реально эффективно работает 5-6 программ. Две из них – это Российский экспортный центр и Фонд развития промышленности. Существуют профильные программы, связанные как с обучением, так и с поддержкой социально-ориентированного бизнеса, но на сегодняшний день эта тема не отрегулирована и не стабилизирована до конца. Порой предпринимателю для того, чтобы получить ту или иную господдержку, требуется изучить огромное количество документов, программ. В результате некоторые предприниматели понимают, что им проще отказаться от такой поддержки, в случае несоблюдения каких-либо норм слишком высоки штрафы, либо должно быть оформлено слишком большое количество документов. Считаю, необходима качественная ревизия таких программ для того, чтобы привести всё к одним общим параметрам, чтобы это было удобно и понятно для предпринимателя. Времени для анализа прошло достаточно. Это сделает и саму функцию поддержки более прозрачной. От этого в итоге выиграют все – и государство, и предприниматели.

Беседовал Александр Лобецкий

По теме проблем бизнеса читайте интервью с бизнес-аналитиком Юлией Безрутченко, управляющим партнером World Class Саратов Константином Черницовым, предпринимателями Натальей Прозоровой, Русланом Приваловым, Ольгой Исаевой, Наталией Панферовой, генеральным директором компании «Технокатализ» Сергеем Хорюковым.

Комментарии (0)

Оставить комментарий