Руслан Привалов рассказал о неснижении цен на товары при нормализации курса доллара

Руслан Привалов рассказал о неснижении цен на товары при нормализации курса доллара

Источник фото: си «сова-ньюс64»

С экономистом, банкиром с многолетним стажем Русланом Приваловым мы поговорили о ставках банковских кредитов и о том, почему при нормализации курса доллара продавцы, поставщики и производители не спешат снижать цены на товары.

- Руслан Вячеславович, почему так высока стоимость кредитов? Почему государство не может обязать банки делать накрутку в 1-3%, как в случае с народной ипотекой, введение которой предложили в Госдуме?

- ЦБ не может обязывать банки кредитовать по конкретной ставке, во-первых, потому что не ЦБ в основе своей банкам дает ресурсы, чтобы указывать им ставку кредитования. Во-вторых, у каждого банка свой процент привлечения денежных ресурсов, соответственно, при заложенной разумной маржинальности у каждого банка на выходе свой процент размещения ресурсов. В-третьих, у властей нет возможности обязать банки выдавать всем заемщикам займы по одной фиксированной цене, так как процентная ставка зависит от степени риска конкретного проекта и наличия (либо отсутствия) инструментов хеджирования рисков, то есть чем выше риск, тем выше ставка и наоборот.

ЦБ может определять ставку только когда на 100 процентов фондирует проект (рефинансирует банки), как действительно могло бы иметь место в случае с народной ипотекой. Во всех остальных случаях цену равновесия (ставку кредита) определяет соотношение спроса и предложения на продукт (на кредит).

Но есть и другая крайность – это микрофинансовые организации, процент кредитования по которым доходит сейчас до 300 процентов годовых. Конечно, это аномально. И в данном случае действительно государство должно принудительно ограничивать ставку или вовсе перекрыть подобный бизнес.

- Почему, когда доллар опускается в цене или его курс нормализируется по отношению к рублю, цены, которые повысились при его повышении, уже в большинстве случаев не опускаются? Это касается, по крайней мере, розничных цен. В чем тут дело?

- Цену определяет рынок, и, если у производителя (или, уже на стадии продажи, у ритейлера) даже по уже повышенной цене товар раскупают, и выручка не уменьшается, то продавец не будет ее понижать только по причине гуманности и справедливости. Уж таковы реалии капитализма, в котором мы, к сожалению, сейчас живем. Продавца может заставить снизить цену только рынок, то есть наличие на рынке предложения со стороны конкурентов по более низкой цене. Посмотрите на цену сахара. Год назад цены взлетели до 80-90 руб. за кг, но постепенно снизились и сейчас вернулись к 50 рублям. Во-первых, были введены ограничения на экспорт, и товар просто некуда стало реализовывать в накопленных объемах. Во-вторых, в стране достаточно много производителей сахара, и сговориться и держать высокую цену они не смогли бы. В результате цена на сахар нашла свою цену равновесия и успокоилась. А взять тот же АВТОВАЗ, там ситуация совершенно противоположная. По сути, монополист на отечественные авто при резком снижении импорта иномарок не упустил возможности повысить цену на свою продукцию до заоблачных высот. Все потому, что топ-менеджмент предприятия осознал, что конкурентов практически нет.

- Получается, что при прочих равных, если нет конкурентов, то можно не снижать цену, если и так будут покупать. И если есть несколько конкурентов, то с ними можно договориться о неснижении цен?

- К сожалению, да.

Беседовал Александр Лобецкий

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.