Юлия Безрутченко: «К любой франшизе всегда нужно подходить критически»

Юлия Безрутченко: «К любой франшизе всегда  нужно подходить критически»

Источник фото: си «сова-ньюс64»

Как работать по франшизе и стоит ли использовать этот механизм ведения бизнеса. Эти и другие аспекты мы обсудили с бизнес и финансовым аналитиком, экспертом нашего издания Юлией Безрутченко.

- Почему франшиза ? Насколько этот инструмент интересен?  Какие есть подводные камни и другие аспекты, на которые стоит обратить внимание?

  - С бизнесом я связано давно, уже около 14 лет у меня есть своя консалтинговая компания, мы оказываем услугу «удаленный финансовый директор».

Но периодически возникало желание начать что-то новое , «заиметь» новый бизнес, организовать новый проект. При этом желательно не прилагать особых усилий и, как идеал, сильно не рисковать. Открытие нового бизнеса с партнером я даже не рассматривала. И пал выбор на открытие бизнеса по франшизе.

Франшиза предполагает передачу системы зарабатывания денег. Эта система должна повторять получение денег с определенной периодичностью – раз в час, раз в день, раз в месяц и так далее. И это сильно облегчает жизнь предпринимателя. Не нужно долго искать правильные пути поиска и привлечения клиентов, ошибаться с выбором каналов продвижения и «сливать» бюджет. Все уже до нас придумали и апробировали, все ошибки учли.

Франшиза дает шаблоны документов. И тогда не нужно искать особого юриста для составления договора и учета всех нюансов. Франшиза снимает головную боль с поиском поставщиков. А это также требует затраты ресурсов и наличие навыков вести переговоры.

Поэтому выбрала вместо самостоятельного открытия бизнеса франшизу. 

- А какую именно сферу бизнеса? 

- Я люблю кофе и пью его много и часто. Особенно по пути куда-либо. Дело было несколько лет назад, и в моем городе не так уж и много было точек, где можно было на вынос купить хороший кофе. Поэтому было решено рассмотреть кофейный бизнес, а именно автоматы с кофе. 

Франшиз, предлагающих открыть кофейный бизнес и кофейные автоматы оказалось много. Стала искать ту, которая будет наиболее оптимальной для меня.

Были озвучены следующие критерии, по которым происходил отсев:

Паушальный взнос. Не слишком большой. В идеале нет вообще.

Роялти. Желательно процент от выручки. Так как не знаешь на сколько быстро начнет продавать кофе в этой точке.

Не строгие требования к поставщикам, т.е. можно использовать и поставщиков не из списка франчайзера.

В принципе, все. Критерии были не заоблачными, и франшиза была найдена. К сожалению, по всем критериям подходила только одна франшиза. Следовательно, выбора не было. Либо брать, либо не брать.

Связалась с франчайзером. Они молодцы, выслали много информации. Особенно меня, как финансового аналитика, интересовали финансовые расчеты. И они мне их прислали. Прислали даже что-то наподобие бизнес-плана. Наша компания сама разрабатывает инвестиционные проекты. Поэтому, что такое бизнес-план точно знаю. 

Я приступила к изучению полученной документации. Что меня насторожило сразу:

Не проработанный рынок. Не было информации по рынку сбыта, т.е. по потенциальным покупателям. Вернее сказать, было написано, что покупать кофе будут все. Так как это самый популярный напиток.  А так не бывает. Все не покупают. Но этот факт не сильно волновал, потому что франшиза пишется для всех регионов. И нужно рынок анализировать именно относительно того региона, где франшиза будет работать.

Слишком маленький список расходов и просто огромная рентабельность бизнеса. Что кофе самый высокомаржинальный продукт, кажется, знают все. Но в списке расходов лично я не нашла те, которые точно должны были быть.

Я связалась с представителем еще раз и стала интересоваться, почему нет определенных расходов, ведь без них вести бизнес не получиться. Внятного ответа получить мне не удалось. 

В описании франшизы имелась информация, что кофейные автоматы можно, а самое главное, нужно устанавливать в фитнес центрах. И в разговоре с представителем франшизы выяснилось, что один их автомат уже стоит в фитнес центре моего города. И мне предлагалось пообщаться с франчайзи. Фитнес центр с людьми, заботящимися о своем здоровье и кофе в картинку не складывались. До франчайзи я не дозвонилась.

Стала пересчитывать финансовую модель по открытию кофейной точки. Включила все расходы, которые, по моему мнению, должны были быть, откорректировала суммы расходов относительно своего города (стоимость аренды, стоимость киловатта электроэнергии, некоторые другие).

Получилось не плохо, скажу честно. Рентабельность, конечно же, стала ниже, чем мне предлагалось вначале, но все же хорошая. 

Но открыть бизнес я все же не решилась. Пока я пересчитывала финансовую модель, представитель франшизы потеряла ко мне всякий интерес. Меня не «дожали», а говоря маркетинговым языком, я была «горячим клиентом». И уже готова была купить франшизу.

Итог, - всегда к любой франшизе нужно подходить критически. Внимательно изучить франчайзера, документы и особенно пересчитать финансовую модель. Ведь большинство расходов имеет региональный оттенок: зарплата персонала, стоимость ресурсов, покупательская способность. И только после этого принимать решения. 

Буду ли я рассматривать открытие нового бизнеса дальше? Да, буду. Будет и это франшиза? Возможно.

Продолжение следует.

Записал Александр Лобецкий

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.