Инженер Михаил Борисов: «Задачей ИТР на заводе было создавать видимость, а не решать производственные вопросы»

Инженер Михаил Борисов: «Задачей ИТР на заводе было создавать видимость, а не решать производственные вопросы»

Источник фото: pxhere.com

Продолжаем разговор об особенностях отечественной промышленности и управления на предприятиях с инженером Михаилом Борисовым.

- Михаил Борисович, давайте продолжим тему управленческих аспектов на производстве.

- В продолжение предыдущей темы хочу рассказать еще об одном примере из собственного опыта на производстве. Чему я был не участник, а только свидетель. Один из цехов выпускал сенсоры и вторичные преобразователи на разных участках. Сенсоры – испытатели, вторичные блоки – электроники. Потом  собирали  из сборочных единиц прибор и испытатели дальше его сдавали. Испытателям инженеры предлагали фиксировать, какие сенсоры имеют характеристику с горбом, а какие с впадиной, чтобы вторичные приборы паровали с сенсорами.

Горб на сенсоре - впадина на вторичном преобразователе и соответственно наоборот. На что испытатели ответили, - «Мы сделали по документации? К нам претензий нет? Ну и отвалите». И не понимают, что эти приборы к ним вернутся на технологическую проверку и сдачу. И эти процессы будут проходить быстрее и спокойнее, когда осуществлялся процесс парования. Но нет, - уперлись и все.  И это, к сожалению, было убеждением части рабочих. У инженерно-технических работников (ИТР), в свою очередь, тоже уйма недочетов и недоработок.

 - Давайте поговорим об инженерах вашего предприятия.

- Придя на завод в начале 80-х годов, я как-то сразу понял, почему большинство рабочих считают инженеров бесполезными нахлебниками. Хотя это было совсем не так. На одного толкового инженера приходилось в самом оптимальном случае 10 серых личностей, которые ничем не выделялись и помнили только таблицу умножения. Так, например, в моем цехе было 30 технологов. Из них все технические вопросы решал начальник техбюро и парочка грамотных специалистов. Еще среди них было несколько грамотных дам, которые все вопросы «брали глоткой» и жаловались при первом удобном случае начальнику. Остальные же были из разряда «ни украсть, ни покараулить».

И было это все при разлюбезном всем социализме. Большинство конструкторов и технологов серийного завода, да и СКБ, не отрабатывали реально свою небольшую зарплату. Мой отец был, как я указывал ранее, главным специалистом и решал кучу технических вопросов, - от металлургии и сварки до пластмасс. Его отдел состоял из 20 сотрудников. Из них только 2-3 человека способны были что-то решить. А остальные только годились переносить туда-сюда бумажки. 

В отделе главного технолога (ОГТ) народу было побольше в разы, а направление работы меньше. Только конструктора по оснастке что-то делали, а остальные создавали видимость бурной деятельности. Так смог себя поставить тогдашний Главный технолог. В общем, задача ИТР была создавать видимость, а никак не решать производственные вопросы и повышать свою квалификацию.

- Приведите примеры.

- У меня знакомая начала работу с конструкторского отдела. Это конструктора серийного завода. Они должны были решать технические вопросы производства. Коллеги и начальник первым делом втолковали ей, что сначала надо попробовать спихнуть вопрос на другие службы. Причем приложить к этому все силы, и только если не получилось – решать проблему самим. Нормальная постановка вопроса или как? И это при социализме, когда в песнях пелось, что «человек проходит как хозяин, необъятной родины своей». Вот такие лодыри, по моего глубочайшему убеждению, и внесли свою немалую лепту в развал Советского Союза.

Продолжение следует

Записал Александр Лобецкий

Также читайте первую часть беседы с Михаилом Борисовым:

- Работать поменьше, а получать побольше – бывалый саратовский инженер о тонкостях советского производства

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.