Подорожание, конкуренция и неравенство – что происходит в современной стоматологии
Источник фото: pxhere.com
Отечественные стоматологи столкнулись с трудностями с закупкой некоторых препаратов и медицинских принадлежностей из-за рубежа. Эти и другие вопросы корреспондент нашего издания обсудил с врачом-стоматологом с многолетним стажем. В настоящее время наш собеседник имеет собственный стоматологический кабинет, а также работает в стоматологических заведениях Саратова и области. Герой этой публикации предпочел остаться неназванным.
- Что вы можете сказать о проблемах с поставками товаров, необходимых для вашей отрасли?
- Проблемы с поставками присутствуют. Некоторые зарубежные позиции не имеют отечественных аналогов. Их очень хотелось бы иметь в оригинале, но их в настоящее время на нашем рынке нет. Поэтому приходится обходиться без них, искать что-то другое. В плане анестетика – есть аналоги испанские и французские. Я лично обхожусь. Если рассматривать массовый сегмент, то нехватка ощущается.
В то же время стоматологический рынок российский – он нулевой, если оценивать рынок глобально. Практически ничего отечественного производства нет. Пломбировочного материала, и всего, что связано с производством циркониевых коронок, точно нет. Все это ввозится из Китая, Японии, других стран. Пока вроде как обходимся, но некоторые позиции жестко вылетают. Пока ситуация не плачевная и нельзя сказать, что все обвалилось. Находятся те же корейские, китайские аналоги. С другой стороны, европейским инструментам, по большому счету, аналогов нет. Это очень приличные вещи.
Есть другой важный вопрос, что все это подорожало в разы. Курс доллара чуть повысился, а они стали в два раза дороже. И как они были дороже, так и остались, хотя курс доллара более-менее нормализовался, это хотелось бы подчеркнуть. По какой причине так происходит, когда курс пришел в норму, а цены остались в разы выше – не совсем понятно. Это существенно для нашей сферы и это не просто подорожание. Это отшвыривает тебя далеко назад в плане развития, работы, возможностей и делает некоторые позиции реально недоступными. И лишний раз какие-то расходные материалы не покупаю. Если раньше я мог приобрести их про запас, то сейчас такого позволить себе не могу из-за их дороговизны. Например, композитный цемент для фиксации – он подорожал. И он быстро разойдется в работе и стоит дорого. А наших российских аналогов нет.
- Какие болевые точки в вашей сфере сейчас вы могли бы отметить?
- Если рассматривать глобально, то отмечу, что при достаточно высоких ценах на стоматологические материалы здесь, в провинции, цена на наши услуги по сравнению с Москвой достаточно скромные. Если циркониевая коронка стоит здесь, в Саратове, 15 тысяч, то в Москве – 25-30 тысяч. Разные доходы и разная цена. Болевой точкой является то, что в регионах мы покупаем материалы по более высокой стоимости, чем в столице, а стоимость этих услуг здесь в разы меньше. Второе – есть частная и бюджетная стоматология. Уровень последней весьма низкий, и он не будет высоким.
- Вернемся к материалам и оборудованию для вашей отрасли. У нас, на нашем рынке, есть что-то отечественного производства?
- Да, есть несколько позиций отечественных производителей, которые делают удачные материалы. Их немного. Может, 5-6% от всего рынка. Остальное все не наше. Возьмем, к примеру, установки. Когда-то были казанские, волгоградские, но сейчас их нет. Китай, Европа и т.п. – все не наше. Пломбировочный материал – у нас он есть (например, белгородского производства), но о нем я, как специалист, могу говорить с дрожью в теле, и не надо даже обсуждать качество этой продукции – оно никакое.
Сам материал есть, он доступен, но достойного пломбировочного материала отечественного производства нет, и ему сложно конкурировать по своему качеству с аналогами иностранного производства. Для того, чтобы сделать качественный пломбировочный материал (да и вообще любую продукцию), нужно чтобы работало не одно или несколько НИИ, а целая индустрия, заточенная именно под это. У нас в стране этой индустрии нет. Есть крупные иностранные концерны, которые заточены под определенные цели и задачи. И это акулы бизнеса химической индустрии, которые поставляют товары и для стоматологической отрасли. С ними невозможно конкурировать.
- Расскажите про бюджетную стоматологию.
- Государство не выделяет в эту сферу больших денег. Где-то сами врачи что-то покупают, чтобы хоть какие-то услуги делать на более-менее приемлемом уровне. Хочешь более качественных услуг – иди в частную стоматологию. Здесь тоже существует иерархия. Существуют акулы этого бизнеса, которые вкладывают миллионы в собственное развитие. У них есть такая возможность, они окажут клиентам очень качественные услуги, можно сказать, что на уровне мирового стандарта. Соответственно и стоимость будет другая. Та же циркониевая коронка в нашем регионе будет стоить порядка 20 тысяч. Это будет качественная работа, клиенту полечат канал, там есть микроскопы. Они есть не только там, они стали появляться и в других клиниках. Может ли с ними тягаться более мелкий стоматологический бизнес – наверное, нет. Те, кто помельче, могут делать что-то для своего сегмента клиентов и только для них. На солидного потребителя здесь рассчитывать не стоит. Эту крупную рыбу «съедят» акулы. Я работаю с клиентурой своего социального уровня. Для работы с клиентами более высокого уровня требуются высокие затраты – в оборудование, квалификацию и т.д. Но и на этом уровне можно неплохо функционировать, если бы не было несправедливости Москва-провинция, о которой я говорил выше.
- А что еще можно отметить среди непростых моментов?
- Еще один момент – работая в солидных клинках, врач имеет доступ к современным технологиям. Он растет в своем уровне, имеет возможность повышать квалификацию, оплачивать курсы. Давайте сравним его с врачом из деревни Гадюкино, который не может и не имеет возможности развиваться и вкладывать в себя. И централизация денег и ресурсов приводит к расслоению специалистов.
Вот это основное. Еще хотел бы подчеркнуть, что все сказанное актуально для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей – для тех, кто занимается стоматологией сам, в одном лице. Для крупных стоматологических учреждений это может быть не очень актуальным. У них есть солидные средства, которыми они располагают. У мелкого бизнеса таких финансовых ресурсов, как правило, нет.
- А если говорить про образование?
- Если раньше мы заканчивали институт – была интернатура и ординатура. Интернатура – это по 4 месяца обучали каждой специальности по стоматологии. Детская, ортопедическая, терапевтическая и т.д. Я прошел все это за год, сдал экзамен, и мне дали диплом на врача-стоматолога. Проработав, к примеру, несколько лет ортодонтом, я захотел быть хирургом, и прохожу снова 4-месячные курсы по этой специализации. У меня есть уже два сертификата. Если бы я захотел быть терапевтом, то я бы прошел снова подобную процедуру. Также я мог поступить в ординатуру и детально разобраться в каждой из специализаций.
А сейчас не так. Проучившись 4 или 5 лет, тебе обязательно надо пройти ординатуру. А бюджетных мест на 100 человек – одно или два. А остальные платные, это около 300 тысяч. Если ординатуру не заканчивать, будешь только помощником стоматолога. Это я к тому, что эта модель взята с Болонских систем образования. А наша система образования была лучше, и я в этом убежден. Сейчас она разрушена, и ее нет. Оказалось, по факту, что наше образование приближалось к безупречному.
С другой стороны, на Западе есть тоже неплохие элементы. К примеру, там нет понятия врач стоматолог-терапевт или стоматолог-ортодонт. Там есть понятие дантист. Это врач-стоматолог общей практики, который делает определенные виды работ. В терапии он может поставить пломбу, почистить камни и т.д., в ортопедии может сделать какую-то коронку, в детской стоматологии может полечить кариес, в хирургии – удалить простой зуб, это и называется дантист. А если надо запломбировать канал, то здесь подключается узкий специалист – эндодонт. Или имплантацией занимается хирург-имплантолог. Такая система действует в США. Врач общей практики до определенного уровня делает все работы, а высокоточные квалифицированные работы выполняет узкий специалист. У нас не так, у нас все расчленили. Вот этот момент неплохо было бы взять от них. Кстати, в районах Саратовской области это так и функционирует. Это само собой существует, потому что без дантиста там нельзя. Там нет такого количества специалистов.
Беседовал Александр Лобецкий
Также по теме медицины читайте интервью с руководителем саратовской Клиники лечения боли, председателем правления СРО «Объединение медицинских учреждений» Рузанной Парсамян.
Комментарии (0)