Комплексный подход и федеральные деньги: есть ли у Саратовской области инвестиционная стратегия?

Комплексный подход и федеральные деньги: есть ли у Саратовской области инвестиционная стратегия?

Источник фото: freestockimages.ru

В середине августа в подмосковной Истре прошел форум, где обсуждался вопрос внедрения в субъектах РФ регионального инвестиционного стандарта (РИС). Напомним, что в 12 регионах внедрение РИС уже подтверждено. Саратовская область тоже на подходе к этому важному для региона решению

РИС и субъекты РФ

Что это даст области? Возможность использования средств из федерального бюджета для компенсации инвесторам инвестиционного налогового вычета (ИНВ). ИНВ является одним из механизмов поощрения инвестиционной активности. Инвесторы могут уменьшить размер налога на прибыль в региональную казну на сумму до 90% от объема инвестиций. Сумма, выделяемые на этот механизм поддержки инвесторов из федеральной казны, увеличена в текущем году до 3,2 млрд рублей.

Примечательно, что, по информации издания «Коммерсант», на конференции в Истре не прозвучало больше никаких предложений по мерам поддержки инвесторов. Форум проходил в целях координации региональных и федеральных действий по внедрению РИС. 

Отметим, что в начале следующего года федеральные власти ожидают спад инвестиционной активности и сейчас пытаются внедрить механизмы, способствующие уменьшению спада в инвестициях. По статистике за 2021 год в России есть 19 регионов-лидеров, на которые приходится 70% всех инвестиций, а на девять из них и вся половина. 

Формальный подход?

На этапе внедрения РИС в регионах не выявлено особых проблем, но чиновники федеральных ведомств обеспокоены, что региональные власти могут отнестись формально к внедрению новых правил.

К тому же, как было отмечено участниками дискуссий в форумах, потенциальных инвесторов пугает еще два момента. Это чрезмерная активность со стороны правоохранительных органов и работа с ресурсоснабжающими организациями (РСО), которая нередко вызывает у инвесторов сложности. Представителей РСО предложено включить в профильные рабочие группы по работе над инвестиционным потенциалом регионов.

Федеральные власти пошли не по пути раздачи средств федеральной казны, а по той модели, согласно которой регионы должны сначала провести работу по созданию и определению условий для неухудшения инвестиционного климата и закрепить это в региональном инвестстандарте. И, видимо, это правильное решение, которое будет стимулировать региональные власти к эффективной работе по созданию в регионах инвестиционного климата. 

Кадровый потенциал

В числе преимуществ Саратовской области юрист по недвижимости, руководитель проектов в строительстве Дмитрий Ножечкин видит кадровый потенциал региона.

«Одно из главных преимуществ саратовского региона – это доступность квалифицированных кадров, что снижает издержки многих инвестиционных проектов. Более низкая стоимость недвижимости также является весомым плюсом для многих инвестпроектов. Это касается многих сфер бизнеса и влияет на уровень порога входа на те или иные рыночные ниши и сектора», – говорит наш собеседник.

Саратовская область своим кадровым потенциалом может составить конкуренцию другим регионам. В области много сильных ВУЗов и учебных заведений, но и приезжих студентов тоже немало, многие из которых потом возвращаются в родные края. К тому же если послушать молодых специалистов, то многие из них стараются устроиться в других городах, и лидером их устремлений является Москва, Санкт-Петербург и Краснодар.

Как сохранить утекающие квалифицированные кадры – тоже задача для областного правительства, решение которой нельзя откладывать в долгий ящик, и в этом вопросе тоже нужна стратегия. Для любого инвестора вопрос кадров имеет первостепенное значение. Что касается порога входа на те или иные ниши, то и здесь не все так просто. Например, уровень входа в Саратове действительно ниже в сфере общественного питания, но в Саратове ниже и покупательская способность населения, что соответственно влияет и на уровень ожидаемой прибыли. Это же касается и наполняемости торговых центров сильными ритейлерами, которые при входе на рынок заполняют сначала более развитые регионы, а затем уже проводят экспансию в провинцию. И таких нюансов множество.

Комплексный подход и федеральные деньги

Отметим, что, на наш взгляд, эффективная работа по привлечению инвестиций должна иметь комплексный подход. К процессу должны привлекаться представители бизнес-сообщества и бизнес-объединений, чиновники экономического блока региональной и городской администрации. Это сделает стратегию по развитию инвестиционного потенциала Саратовской области более гибкой и отвечающей современным экономическим реалиям. 

Без инвестиций саратовский регион не получит развития по экономическим показателям отдельных отраслей и всей экономической системы в целом. Поддержка федерального центра и институтов развития (Корпорации «МСП», «Туризм.РФ» и других) осуществляется сейчас на основах партнерства с региональными властями, и от последних требуется грамотная и эффективная работа для получения федеральных бюджетных средств на поддержку субъектов МСП, крупных предприятий промышленности и инвесторов. 

Напомним, что регион уже лишился десятков миллионов рублей на обустройство туристического центра Саратова, а также на другие туристические цели. Таких просчетов следует избегать и использовать опыт других, более успешных в этом направлении регионов. В пример можно привести Татарстан и Нижегородскую область, которые по линии Ростуризма получили почти по 400 млн рублей. Чиновники местной администрации должны сделать правильные выводы и активнее привлекать к заявкам не федеральные средства представителей бизнес-сообщества. Это лишь один из элементов общей инвестиционной картины, пазл которой должен складываться из:

 - Направленной стратегии в областях туризма и туристического кластера, о котором на уровне саратовского предпринимательского сообщества и бизнес-объединений говорят более 15 лет, если не больше. Кластерный подход сродни комплексному, и в западных странах он применяется на протяжении десятка последних лет. Мы уже писали о перспективах создания туристического кластера в Саратовской области, но никакой конкретики от областного мининвеста пока озвучено не было;

- Повышения конкурентоспособности региональной промышленности и ее модернизации ускоренными темпами;

- Дальнейшего развития сферы малого и среднего предпринимательства и других граней региональной экономической системы.

 

Стратегия Саратовской области

Это многосторонняя и непростая работа требует эффективной и, что самое важное, скоординированной работы ведомств областной администрации путем реализации тех серьезных преимуществ, которые есть в области. Инвесторам нужны понятные и простые правила игры, которые определяются, в том числе, внедрением регионального инвестиционного стандарта и в большей степени выстраиванием четкой экономической стратегии саратовского региона на 3, 5, 10 и 15 лет вперед. Общая стратегия на 2016–2030 годы в Саратовской области есть, и мы посвятим этому вопросу отдельный текст в ближайшее время.

Учет мировых трендов и перспектив в области искусственного интеллекта, грамотной и уместной цифровизации экономики, ресурсосберегающих технологий – без этих важных составляющих не продвинется вперед ни федеральная, ни региональная экономическая система. Это понимают в федеральном правительстве. Взять хотя бы последние принципиальные решения в области ИИ, туристической стратегии, помощи регионам в поддержке МСП, льготные кредиты для аграриев, помощь в получении востребованных специальностей, снижение бюрократической нагрузки в строительстве, помощь экспортерам, поддержка народных промыслов. Все эти и другие процессы отражают готовность федеральных властей гибко реагировать на изменчивую экономическую ситуацию и формировать правильную и адекватную повестку дня.     

Что касается властей саратовского региона, то отметим: чтобы правильно подготовить сани к зиме будущего, нужно уже сейчас задуматься о том, какие именно сани понадобятся саратовской экономике в средне- и долгосрочной перспективе. Тем более в непростой ситуации, когда на отечественный рынок затруднен приток инвестиций многих западных стран. Поэтому так важно по максимуму использовать федеральные ресурсы и сосредоточить внимание на этом вопросе.

Будем надеяться, что работа в этом направлении будет продолжена, и регион будет активно участвовать в федеральных программах и получит средства федеральной поддержки по максимуму, в том числе подтвердив обещанное в ближайшее время внедрение РИС.

Продолжение следует. 

Александр Лобецкий

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.