Мягкость, свобода и креатив – Валентина Акулина о кадровом вопросе

Мягкость, свобода и креатив – Валентина Акулина о кадровом вопросе

Источник фото: си «сова-ньюс64»

С соучредителем ООО «Международная Языковая Академия», преподавателем кафедры «Переводоведение и межкультурная коммуникация» СЭИ СГТУ, членом «ОПОРЫ РОССИИ», блогером Валентиной Акулиной мы поговорили о кадровых вопросах, образовании и взаимодействии бизнеса и государства.

- Какие отрасли МСП ощущают дефицит кадров острее всего?

- У меня образовательный бизнес, у моего супруга – строительная компания, у подруги – сеть бутиков одежды класса люкс. Казалось бы, совсем разные сферы, но у всех ощущается острая нехватка кадров, при этом нужны как узкие специалисты, так и сотрудники широкого профиля.

- Как ищете сотрудников? Авито, hh, сотрудничаете с фирмами по подбору кадров?

- Если нужно срочно закрыть вакансию, обращаемся к hh.ru. Очень, кстати, порадовала новая программа от Центра Предпринимателя «Мой Бизнес» – в этом году можно закрыть целых 2 вакансии бесплатно. В целом, стараемся действовать на опережение – принимаем на стажировки студентов из СГТУ, СГУ, ПИУ им. Столыпина. Растим кадры со студенческой скамьи и делаем предложения самым сообразительным и трудолюбивым практикантам.

- Есть ли нехватка квалифицированных сотрудников в вашей сфере?

- Для образовательного бизнеса важны и педагоги, и менеджеры, и администраторы. Профиль каждой из этих вакансий включает в себя разнообразные навыки и качества. Чтобы найти ценный готовый кадр на рынке, потребуется много времени. Поэтому мы не ищем идеального кандидата, мы его лепим благодаря нашей внутренней системе обучения. Конечно, чтобы внедрить и поддерживать актуальность такой системы, нам, руководителям, также нужно постоянно учиться. Это и есть long-life learning.

- Кадры решают все – насколько это актуально сегодня для МСП? Я к тому, что есть разные управленческие модели. Насколько, по вашему мнению, человеку надо давать свободу в своей деятельности, а насколько контролировать сверху все его шаги и действия? Как найти золотую середину? Какая философия в этом вопросе близка вам?

- Мне близка философия передовых IT-компаний, которые создают максимально комфортные условия для своих сотрудников. Чрезмерный контроль задушит креатив, а мы хотим создавать атмосферу свободы, творчества и сотрудничества. Иногда мне кажется, что я – слишком мягкий руководитель, но именно благодаря этой мягкости удается удерживать команду.

- Насколько вы доверяете молодому персоналу, без опыта? Что лучше – опытный и немолодой сотрудник или молодой и без опыта, которого можно научить?

- Лучше всего работает симбиоз опытного и немолодого с молодым и без опыта. Молодой сотрудник мыслит по-другому и предлагает инновационные решения классических задач. Зато опытный может направить бурную энергию и творчество в нужное продуктивное русло. Каждому молодому обязательно нужен опытный наставник. Это же утверждение верно и наоборот: чтобы быть в тонусе, немолодым сотрудникам крайне необходимо общаться с молодежью.

- Какие государство должно принимать меры, чтобы после ВУЗов, СУЗов, профучилищ молодые специалисты работали по специальности, а не шли работать в Пятерочку и Магнит? Таких примеров немало. Что нужно учесть из советского опыта, из опыта других стран?

- Государственные программы работают. Молодые педагоги и врачи готовы ехать в села, если им предлагают достойные условия. Молодые специалисты по квотам после получения образования отрабатывают по специальности. Однако большинство мер касается государственных учреждений. Если говорить об МСП, то тут молодые кадры можно привлечь престижем и заработными платами. А ведь здорово было бы, если бы частные компании также входили в перечень предприятий, где молодые выпускники по квотам могли бы отрабатывать свои часы с государственными доплатами. В своем послании Федеральному Собранию Президент Владимир Путин много раз подчеркнул важность частных бизнес-инициатив. Думаю, связка СУЗ/ВУЗ/профучилище – компания не должна ограничиваться только государственным сектором.

- Существует такое мнение, что по многим показателям региональные ВУЗы отстают от ВУЗов Москвы и Санкт-Петербурга. По уровню библиотек, составу и уровню преподавателей, науке и публикациям в серьезных изданиях. Что вы можете сказать на этот счет? И как вы сотрудничаете с учебными заведениями? Какие проекты реализуете совместно? Расскажите о них подробнее.

- Я сама являюсь преподавателем кафедры «Переводоведение и межкультурная коммуникация» Социально-Экономического Института СГТУ. Могу заверить, что уровень требований к преподавателям ВУЗов и их публикациям одинаковый, будь то Москва или Саратов.

Преподавательское сообщество – это живой организм, постоянный обмен энергиями и опытом. И уж точно саратовские ВУЗы не закрыты от других российских ВУЗов. Мы постоянно принимаем участие в конференциях, обмениваемся опытом и внедряем самые свежие идеи. Если говорить об образовательном частном бизнесе, то у нас налажено серьезное сотрудничество с большинством ВУЗов. Мы принимаем участие в качестве партнеров и членов жюри в мероприятиях СГТУ, СГУ, Поволжской Академии и Консерватории им. Собинова, мы совместно разрабатываем программы стажировок и обучаем студентов-практикантов «на местности».

- С какими инициативами в сфере образования выступало саратовское отделение «ОПОРЫ РОССИИ»? Что удалось реализовать, что нет?

- Саратовское отделение «ОПОРЫ РОССИИ» активно сотрудничает с ВУЗами в направлении организации стажировок. Предприниматели открыты к диалогу и готовы принимать и обучать стажеров-практикантов, чтобы в дальнейшем вырастить сильные кадры внутри своих компаний.

- Искусственный интеллект (ИИ) и кадры для использования ИИ, цифровая трансформация. Планируется ли в «ОПОРЕ РОССИИ» создание комитета, занимающегося этими вопросами? Какая работа уже ведется в этом направлении?

- «ОПОРА РОССИИ» не просто старается идти в ногу со временем, а опережать время и ловить тенденции. Конечно, сейчас ведется серьезная работа в направлении цифровой трансформации. В нашем саратовском отделении регулярно проводятся встречи на тему искусственного интеллекта и кадров для использования ИИ. Уверена, скоро мы увидим реализацию больших и серьезных проектов.

- Какие отрасли экономики сегодня особенно остро испытывают дефицит квалифицированных кадров, и что надо делать, чтобы эти болевые точки смягчить? Как государство реагирует на эти потребности? Гибки ли чиновничьи структуры в этих вопросах? Как вообще организована сфера образования, и что в ней надо менять?

- После ухода западных компаний на рынке появилось много управленцев мелкого, среднего и крупного звена. Остро не хватает «рук» – людей с прикладными навыками. И, конечно, менеджеров по продажам. Каждая компания нуждается в хороших продавцах, и вот такой персонал сейчас, как и во все времена, в большой цене. Сфера образования снова будет претерпевать большие изменения: об этом нам рассказал Президент в своем послании. Государство старается подстроиться под реалии настоящего, меняет программы, длительность обучения, внедряет новые проекты для молодежи. Сейчас, как никогда, поддерживаются инициативы молодых ученых, предпринимателей. И именно сейчас, в эпоху бурных перемен, частному бизнесу важно работать в связке с государственными программами, чтобы на выходе получались действительно востребованные специалисты.

- Есть мнение, в том числе среди предпринимателей, что порой посудомойщицу найти сложнее, чем хорошего повара. Если говорить, например, об общепите. Что вы можете сказать по этому поводу и где и как искать неквалифицированную рабочую силу?

- Действительно, сложно найти достойный персонал в сфере клининга. Сталкивались с этим сами: долго не могли найти менеджера по чистоте, а когда нашли достойного человека, создали все условия для удержания. Забавно, но при поиске мы прибегали к старому дедовскому методу – развешивали объявления на остановках. Только он и сработал.

Беседовал Александр Лобецкий

Про некоторые аспекты обучения и высшего медицинского образования читайте в материале нашего издания.  

Про взаимодействие бизнеса и государства, а также про болевые точки предпринимательства читайте здесь.

Комментарии (0)

Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 10 дней со дня публикации.